Апелляционное определение Вологодского областного суда от 27.09.2013 N 33-4359/2013 <О частичной отмене решения Устюженского районного суда Вологодской области от 16.07.2013 и признании частично недействующим постановления администрации Устюженского муниципального района от 30.07.2012 N 343 "О создании земельной комиссии на территории Устюженского муниципального района">



ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2013 г. № 33-4359/2013

Судья Копылова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Охапкиной Г.А.,
судей Жидковой О.В., Соколовой М.В.,
с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И.,
при секретаре И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации Устюженского муниципального района Вологодской области на решение Устюженского районного суда Вологодской области от 16.07.2013, которым признано противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации Устюженского муниципального района от 30 июля 2012 года № 343 "О создании земельной комиссии на территории Устюженского муниципального района".
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., просившей об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

установила:

прокурор Устюженского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к администрации Устюженского муниципального района о признании нормативного правового акта незаконным.
Требования мотивировал тем, что в соответствии с постановлением администрации Устюженского муниципального района от 30.07.2012 № 343 "О создании земельной комиссии на территории Устюженского муниципального района" была создана земельная комиссия Устюженского муниципального района, утверждено Положение о земельной комиссии, утвержден ее состав. Являясь нормативным правовым актом, данное постановление противоречит действующему федеральному и местному законодательству, в связи с чем является незаконным. В соответствии с пунктом 4.2 Положения о земельной комиссии Устюженского муниципального района комиссия рассматривает заявления по вопросам, касающимся принятия решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Устюженского муниципального района. Вместе с тем, согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
До настоящего времени государственная и муниципальная собственность на землю не разграничена.
Таким образом, постановление администрации Устюженского муниципального района № 343 от 30.07.2012 "О создании земельной комиссии на территории Устюженского муниципального района", в частности, утвержденное им Положение о земельной комиссии Устюженского муниципального района (далее - Положение), противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
Просил суд постановление администрации Устюженского муниципального района от 30.07.2013 № 343 "О создании земельной комиссии на территории Устюженского муниципального района" незаконным и противоречащим Земельному кодексу Российской Федерации.
В представленных суду письменных возражениях на поданное прокурором заявление администрация Устюженского муниципального района указала, что считает доводы прокурора ошибочными, поскольку в соответствии с утвержденным оспариваемым постановлением Положением о земельной комиссии на территории Устюженского муниципального района земельная комиссия Устюженского муниципального района не наделена полномочиями по распоряжению земельными участками на территории Устюженского муниципального района, деятельность комиссии носит исключительно рекомендательный характер, что закреплено разделом 4 названного Положения.
В судебном заседании представитель заявителя заместитель прокурора Устюженского района Рожина Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица администрации Устюженского муниципального района А. заявленные требования не признала обоснованными, просила в их удовлетворении отказать.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе глава администрации Устюженского муниципального района просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы приводит доводы, изложенные в возражениях на поданное прокурором заявление.
В возражениях на жалобу прокурор Устюженского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения исходя из доводов апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными и в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Как установлено статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации Устюженского муниципального района от 30.07.2012 № 343 "О создании земельной комиссии на территории Устюженского муниципального района" создана земельная комиссия Устюженского муниципального района (далее также - Комиссия), утверждено Положение о земельной комиссии, утвержден ее состав.
Постановление подписано Главой администрации Устюженского муниципального района и официально опубликовано в "Информационном вестнике администрации Устюженского муниципального района" № 10 от 01.08.2012. Процедура принятия соблюдена.

Таким образом, как правильно установил суд первой инстанции, указанное Постановление соответствует требованиям нормативно-правового акта, поскольку издано в установленном порядке уполномоченным органом государственной власти и местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, а потому может быть обжаловано в порядке главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из пункта 1 указанного Положения следует, что земельная комиссия Устюженского муниципального района создана для оперативного решения вопросов по предоставлению и изъятию земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Устюженского муниципального района, по предоставлению участков с предварительным согласованием размещения объектов, осуществляет функции по рассмотрению заявлений и обращений граждан и юридических лиц по вопросам землепользования, рассмотрению разногласий, возникающих при подготовке документации по предоставлению земельных участков, а также других разногласий, относящихся к земельным спорам.
В соответствии с разделом 2 Положения о земельной комиссии Устюженского муниципального района ее задачами являются: обеспечение конституционных прав граждан и юридических лиц на землю (пп. 2.1); оперативное решение вопросов по предоставлению и изъятию земельных участков (пп. 2.2); рассмотрение поступающей информации и заключений по выбору земельных участков для строительства и иных установленных законодательством целей (пп. 2.3); принятие решений по предоставлению земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов; рассмотрение заявлений и обращений по предоставлению и изъятию земельных участков (пп. 2.5); урегулирование разногласий, возникающих при подготовке документации по предоставлению земельных участков (пп. 2.6).
Разделом 3 Положения, предусматривающим порядок работы Комиссии определено, что Комиссия правомочна принимать решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции, если на заседании комиссии присутствует не менее 2/3 от установленного числа ее членов, при этом Комиссия обсуждает и решает выносимые на обсуждение вопросы.
Разделом 4 Положения определены полномочия земельной комиссии, в соответствии с которыми Комиссия рассматривает заявления по вопросам, касающимся принятия решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Устюженского муниципального района.
При этом в силу пункта 4.4 названного Положения, Комиссия может рекомендовать администрации Устюженского муниципального района принять следующие решения:
- о прекращении или переоформлении прав на земельные участки;
- об изъятии земельных участков в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Вологодской области, Устюженского муниципального района;
- о согласовании границ и площадей земельных участков, передаваемых в собственность либо в аренду собственникам зданий, строений, сооружений;
- о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка;
- о предоставлении земельного участка на праве аренды под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта либо о приеме заявлений на предоставление в аренду земельного участка;
- об опубликовании сообщения и наличии свободного земельного участка;
- о необходимости принятия мер по принудительному прекращению прав на земельные участки ввиду использования земельного участка не по целевому назначению в течение установленного законодательством Российской Федерации срока;
- об отказе в предоставлении земельного участка;
- о продлении срока аренды земельного участка;
- иным вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, Положениями Устава Устюженского муниципального района, решением Земского Собрания Устюженского муниципального района от 26.04.2012 № 16 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Устюженского муниципального района", определена администрация Устюженского муниципального района. Постановлением администрации Устюженского муниципального района от 27.04.2012 № 136 "Об исполнении решения Земского Собрания Устюженского муниципального района от 26.04.2012 № 16" уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Устюженского муниципального района, определен комитет по управлению имуществом администрации Устюженского муниципального района.
При этом суд пришел к правильному выводу о том, что возложение на комиссию задач, закрепленных разделом 2 Положения о земельной комиссии, противоречит вышеназванным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Вместе с тем, признавая оспариваемое прокурором Устюженского района постановление администрации Устюженского муниципального района № 343 от 30.07.2012 "О создании земельной комиссии на территории Устюженского муниципального района" в полном объеме противоречащим требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, закрепляющим порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, суд не учел следующее.
Как следует из содержания оспариваемого нормативного правового акта, последнее содержит неопределенные формулировки и юридические неточности в изложении, которые вызывают неоднозначное толкование при его применении, позволяя сделать вывод о наличии у земельной комиссии Устюженского муниципального района возможности как самостоятельно принимать решения по распоряжению земельными участками, государственная и муниципальная собственность на которые не разграничена (разделы 1 - 3 Положения), так и возможности рекомендовать администрации Устюженского муниципального района принятие таких решений (раздел 4 Положения), что в свою очередь указывает на их необязательный (рекомендательный) характер.
Кроме того, из текста Положения о земельной комиссии следует, что круг решаемых ею вопросов значительно шире отнесенных Земельным кодексом Российской Федерации к исключительной компетенции органов государственной власти и местного самоуправления.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое постановление не отвечает требованиям действующего законодательства лишь в той части, в какой позволяет земельной комиссии Устюженского муниципального района самостоятельно принимать решения по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Устюженского муниципального района.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым внести в решение суда соответствующие изменения.
Поскольку иные обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, в остальной части решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Устюженского районного суда Вологодской области от 16.07.2013 изменить.
Изложить абзац первый резолютивной части решения суда в следующей редакции.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу постановление администрации Устюженского муниципального района от 30.07.2012 № 343 "О создании земельной комиссии на территории Устюженского муниципального района" в той части, в какой позволяет земельной комиссии Устюженского муниципального района самостоятельно принимать решения по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Устюженского муниципального района.
В остальной части решение Устюженского районного суда Вологодской области от 16.07.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Устюженского муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА

Судьи
О.В.ЖИДКОВА
М.В.СОКОЛОВА


------------------------------------------------------------------