Ученые: Сборкой графеновых наноустройств управляет ДНК

Междисциплинарная группа исследователей из Университета Пенсильвании выяснила, что органические молекулы, сформированные на основе структуры белков кальмара, способны работать в качестве программируемых сборщиков, как это делают молекулы ДНК. Из различных 2D-материалов, подобных оксиду графена, они могут создавать гибридные многослойные структуры, которые входят в состав энергоэффективных устройств для гибкой электроники, а также систем используемых для хранения энергии.

Ученые: Сборкой графеновых наноустройств управляет ДНК

Если сравнивать с используемыми сегодня в изготовлении слоистых композитов механизмами, то процесс самосборки в растворе окажется намного дешевле и намного легче масштабируется, нежели осаждение в вакууме. Уменьшение затрат времени – дополнительный плюс данного метода. Во время создания молекулярных композитов авторы нового исследования скомбинировали фрагменты имевшегося графенового оксида и полимеров, синтезированных по подобию белков, найденных в круговых зубцах на присосках у кальмара. Оконечности цепочки присоединялись к краю 2-х различных листов сформированной двуокиси графена.

Молекулярный вес соответствующих протеинов стал основой для расчета расстояния между слоями пластов графенового оксида после проведения самосборки. Ранее не удавалось располагать слои на удалении меньше 1 нм, но эта разработка позволила добиться снижения интервала до 0,4, 0,6 и 0,9 нанометров. В целях демонстрации технологию использовали для создания биморфных термальных актуаторов. Данные микроустройства представляют собой 2 слоя оксида и размещаются перпендикулярно поверхности соседа. После активации при помощи электрического тока, такой актуатор сгибается, из-за чего фиксируется отклонение от перпендикулярной позиции.

В статье на страницах журнала Carbon, исследователи отметили, что подобные устройства по своей эффективности применения энергии в 18 раз лучше биморфных актуаторов, собранных на основе объёмного оксида графена и плёнок повторяющихся молекулы белка.

Ранее физики заявили, что графеновые транзисторы смогут ускорить компьютеры в несколько тысяч раз. Не исключено, что новая технология сможет найти применение в ускорении реализации данной разработки.

Биологи впервые сняли на видео процесс удвоения структуры ДНК